Дорожное строительство без дураков

Дорожное строительство без дураков

Автомобильные дороги в нашей стране уже многие десятилетия находятся под пристальным вниманием общественности. Конечно, куда чаще мы слышим критику плохого качества покрытия и непродуманности дорожной сети, однако невозможно отрицать и многие положительные изменения. Разработка и освоение новых технологий является необходимым условием дорожного строительства при нынешнем уровне автомобилизации.

Ознакомиться с работой одного из научных учреждений дорожного строительства нам удалось благодаря пресс-туру городского Комитета по благоустройству. Дорожно-строительная испытательная лаборатория Центра комплексного благоустройства, расположенная в Пушкине, ведёт контроль и технический надзор за выполнением всех видов работ на объектах улично-дорожной сети города.

У лаборатории имеется мобильное оборудование для взятия кернов (цилиндрических проб, извлечённых из дорожного покрытия). В нашем присутствии пробы были взяты на Петербургском шоссе, а всего, начиная с апреля, лабораторией было взято более 300 кернов с отремонтированных участков дорог. Изучение этих проб позволяет оценить качество дорожной смеси, уровень сцепления между слоями, её плотность и водонасыщение. Также по взятым пробам можно определить степень изношенности дорожного покрытия и выявить наиболее подходящие составы смесей.

Впрочем, изучение смесей проводится ещё до начала их укладки. За полгода в лаборатории провели более 170 испытаний асфальтобетона. С помощью специального оборудования сотрудники лаборатории подвергают асфальтобетон нагреванию до 60 градусов, проверяют его твёрдость и устойчивость к истиранию, а также проводят исследования грунта и щебня.

За помощью к специалистам лаборатории обращаются представители многих городских комитетов, муниципальных образований и надзорных органов.

Кроме того, исследования, проводимые в лаборатории, имеют важное научное значение. По результатам анализа проб, взятых с Московского проспекта, специалисты лаборатории смогли проанализировать влияние шипованной резины на скорость истирания дорожного полотна. Шипы наносят дорогам существенный ущерб, однако, по результатам исследований, выяснилось, что даже небольшое уменьшение допустимой массы шипа приводит к положительным результатам. Действующий ГОСТ массу шипа чётко не регламентирует, а скорее носит рекомендательную форму. Специалисты лаборатории уверены, что введение нового ГОСТа приведёт к повышению долговечности дорог и снижению аварийности.

Во время экскурсии по лаборатории нам продемонстрировали несколько проб, взятых с оживлённых трасс. По большей части параметров эти пробы практически идентичны. Главное их различие – используемые горные породы: в одном случае применялись кислые породы (граниты), а в другом – основные (габбро-диабазы). Несмотря на аналогичные показатели прочности, после длительного использования разница между пробами заметна невооружённым глазом: гранитные породы обладают куда меньшей износостойкостью. По этой причине сейчас больше используют основные породы, хоть это и более дорогой вариант, но долговечность покрытия всяко важнее. Ведь, как говорится: скупой платит дважды, а в два раза чаще тратить на ремонт дороги бюджетные деньги – роскошь непозволительная. Строительство и ремонт дорог и так обходится городу недёшево.

Исследования лаборатории позволяют строить и ремонтировать дороги качественнее и закладывают фундамент для развития новых технологий. Жаль, что в большинстве регионов России учреждений такого уровня пока не существует. Создание и развитие подобных лабораторий – сложная, но посильная и необходимая задача. Очень хорошо, что Петербург стал здесь одним из передовых регионов. Тем более что дорожных проблем в нашем городе хватит ещё на много десятилетий вперёд.

Обсуждение закрыто.