Как мы спасали выборы в МО Правобережный

Как мы спасали выборы в МО Правобережный

Прошедшие губернаторские и муниципальные выборы запомнятся Петербургу не только их итогами, но и массовыми фальсификациями. В Невском районе наш главный редактор стал свидетелем попытки грубого нарушения прав наблюдателей. В этой статье мы приводим его рассказ с фото и видео материалами и рассказываем, чем это закончилось:

Процесс голосования:

В этом году я пошёл на выборы наблюдателем от независимого кандидата в депутаты Алексея Орлова в родном МО Правобережный. При распределении наблюдателей попросился в свою бывшую школу № 323, которую закончил в 2017 и сохранил неплохие отношения со многими учителями. Председатель комиссии вовсе знала меня как победителя трёх районных олимпиад по ОБЖ и отличника по географии. Словом, ничего не предвещало проблем…

Включая меня, на участке было 7 наблюдателей: три девушки и двое юношей от независимых кандидатов, женщина от кандидата «Единой России» и наблюдательница от Беглова. Часть имели статус ЧПСГ.

Голосование на участке началось в 8.00 и проходило достаточно спокойно. Единственным серьёзным нарушением тогда стало отсутствие сейфа для бюллетеней, на что мы написали соответствующую жалобу. Весь день избиратели голосовали на участке, а мы вели подсчёт опущенных в урну бюллетеней. Немало людей голосовали по открепительным (на губернаторских), но это были преимущественно сотрудники школы, известные мне в лицо. В 14.00 вместе с двумя членами комиссии я отправился по надомному голосованию, где тоже не произошло никаких эксцессов. Постепенно приближалось время закрытия участка. По нашим подсчётам, до 20.00 в урны было опущено чуть более 500 губернаторских и около 420 муниципальных бюллетеней. Соответственно 1300 губернаторских бюллетеней из 1800 имевшихся у комиссии должны были быть погашены…

Странные цифры и попытка выдворения:

Ещё в процессе голосования председатель комиссии очень неохотно делилась информацией по губернаторским выборам, заявляя, что мы — наблюдатели от муниципалов, и выборы высшего должностного лица нас волновать не должны. Честно сказать, муниципальные выборы нас действительно интересовали больше, но только до момента гашения бюллетеней. Ведь, вопреки нашим подсчётам, погашенных губернаторских бюллетеней оказалось якобы 786, вместо ожидаемых 1300! Это значит — в урнах должно быть 1014 губернаторских бюллетеней — в два раза больше реально опушенных.

При этом комиссия начала пытаться выгнать нас за дверь, повторяя старый аргумент про выдвинувших нас муниципалов. Хотя пункт 25 ст. 29 закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» прямо гласит:

«Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьёй правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия.»

К слову, эту статью сотрудница полиции назвала «пробелом в законодательстве, который устраняется на уровне ТИК (или ЦИК, мы не расслышали)». Но постановления по определению не могут противоречить федеральным законам… Иными словами, требование комиссии было абсолютно незаконно. А в купе с огромным расхождением числа погашенных бюллетеней — походило на подготовку масштабной фальсификации. Мы приняли решение сидеть на месте и никуда не уходить:

Тогда комиссия стала угрожать нам полицией (ссылаясь на некий «пункт 5 39»), привлечением к административной ответственности и называть провокаторами.

К счастью, сотрудница полиции и подоспевшие на место её коллеги, выслушав наши аргументы, не поспешили исполнять требование комиссии и выносить нас на руках, за что им большое спасибо. Полтора часа мы сидели грустные и напуганные на УИКе, пытаясь получить помощь у ЦИКа, ГИКа или дежурного прокурора (никто не помог) с твёрдым решением никуда не уходить. Всё это время комиссия отказывалась приступать к подсчёту и громко жаловалась, что им придётся сидеть здесь пол ночи. Сочувствующая нам наблюдатель от «Единой России» (приятная неожиданность) тоже не смогла добиться от комиссии вразумительного ответа.

Наконец, в какой-то момент комиссии пришлось разрешить нам остаться. Под ворчание её членов мы подошли к столу и проконтролировали подсчёт губернаторских: 60 Амосов, 354 Беглов, 91 Тихонова и 10 недействительных. Всего 508 действительных, что соответствовало нашим подсчётам. Тогда каким образом погашенных может быть всего 786 !? В общем, комиссия была вынуждена пересчитать погашенные и нашла ещё 493 бюллетеня!

По увеличенной форме протокола видно, что первое «неправильное» число 786 погашенных было зачёркнуто и исправлено на настоящее 1279.

Подсчёт муниципальных прошёл спокойно, наши кандидаты набрали там немало голосов, а в целом по МО Правобережный взяли 9 из 20 мест (данные на момент написания статьи). Расстались с комиссией мы спокойно, получив копии протокола. Позже сверили цифры через интернет — результат сошёлся.

Итог:

Не поддавшись на незаконные требования комиссии, мы добились пересчёта погашенных бюллетеней, в результате чего была выявлена ошибка в 493 человека! Беглов набрал на нашем УИКе свой адекватный процент, учитывая голосование сотрудников по открепительным, а независимые кандидаты в мундепы обошли многих единороссов. Хоть ситуация была крайне неприятной, я не считаю учителей главными «злодеями» этой истории. Они — подневольные люди, на которых оказывается серьёзное давление. Надеюсь, что со временем всё больше учителей будут иметь возможность противостоять этому давлению, не «ошибаться» в подсчётах и не требовать изгнания наблюдателей.

Сейчас нам известно, что на одном участке в Невском районе наблюдателей от кандидатов в мундепы смогли выгнать с участка под незаконным предлогом. Если вам известны ещё подобные случаи — сообщите нам. Вероятно, 64% Беглова на самом деле ближе к 55% или вовсе не дотягивают до половины.

Спасибо всем наблюдателям и ЧПСГ, что были со мной на участке, а также адекватным сотрудникам полиции. Мы за честные выборы!

Обсуждение закрыто.