Полигон «Северная Самарка»: мусорная угроза

Полигон «Северная Самарка»: мусорная угроза

Пока вся страна следит за событиями в Волоколамске, жители Всеволожского района Ленинградской области ведут нелёгкую борьбу против расширения полигона твёрдых отходов «Северная Самарка». Эта свалка, созданная ещё в 70-ых годах, сейчас является (по словам чиновников) одной из самых перспективных. Руководство свалки планирует увеличить площадь карт размещения отходов с 33 га до 49 га, а проектную высоту мусорного террикона довести до 49 метров. Таким образом, итоговая вместимость полигона составит более 11 миллионов кубических метров, это позволит ПТО принимать отходы ещё около двадцати лет.
Жители окрестных садоводств и экологические активисты с планами расширения свалки не согласны. Расстояние от мусорного террикона до ближайших домов СНТ «Эскалатор» составляет всего 250 метров. Также внушает опасения ситуация с загрязнением грунтовых и поверхностных вод. Местность вокруг полигона сильно заболочена, а вода из этих болот питает речку Чёрную — приток Невы. Смогут ли защитные системы полигона предотвратить попадание вредных веществ со свалки в краны жителей города, учитывая возможные внештатные ситуации? ЗАО «Промотходы» не спешит предоставлять доступ к актуальному варианту проекта расширения полигона.


Сегодня мы решили отправиться в район свалки, чтобы своими глазами увидеть масштабы полигона и пообщаться с жителями ближайших садоводств.
Судить об активности использования полигона можно уже по огромному количеству мусоровозов на ведущей к нему трассе. Возле контрольно-пропускного пункта свалки КамАЗы с мусором выстраиваются в очереди по 3-4 машины, после чего поднимаются на гору внушительных размеров. Впрочем, оценивать реальные масштабы полигона удобнее, стоя спиной к СНТ «Эскалатор»: мусорный террикон возвышается на несколько десятков метров над окружающей местностью. Крики сотен чаек, кружащих над его вершиной, слышны в радиусе километра.
Неприятный запах со свалки хоть и не вызывает желания немедленно замотать нос тряпкой, но явно ощущается в окружающем воздухе.
Местные жители, с которыми нам удалось поговорить, рассказали, что летом запах с полигона намного сильнее, а периодически там случаются пожары. Чтобы предотвратить самовозгорание отходов, слои пересыпают грунтом, однако полностью исключить пожары эта мера не позволяет.
Один из наших собеседников сообщил (ссылаясь на знакомого сотрудника полигона) о том, что некоторая часть отходов вывозится туда нелегально и не попадает в официальную статистику. Мы не можем утверждать о 100% достоверности этой информации, но подобные теневые схемы ранее были выявлены на многих аналогичных предприятиях.


Как мы знаем по опыту Московской области, нельзя решить проблему, просто закрыв один полигон. Можно бороться за более строгий экологический контроль свалок, не допускать открытия новых карт размещения отходов в непосредственной близости от жилых домов и т.п. Однако свалки — лишь следствие. Причина — отсутствие полномасштабной системы переработки отходов. Более половины жителей Санкт-Петербурга готовы сортировать мусор, но контейнеров для раздельного сбора, как и мощностей для переработки, катастрофически не хватает.
Пока вопрос переработки отходов не будет решён, мусорные горы продолжат расти в геометрической прогрессии, отравляя воздух, воду и почвы.

Обсуждение закрыто.