«Что за птица Буревестник?»: прошлое, настоящее и будущее предприятия

«Что за птица Буревестник?»: прошлое, настоящее и будущее предприятия

Несколько дней назад в городских СМИ появилась информация, что научно-производственное предприятие «Буревестник» собирается продать территорию на Малоохтинском проспекте осенью этого года. Свою деятельность уже в виде АО «ИЦ «Буревестник» завод планирует продолжить в особой экономической зоне «Новоорловская».

На самом деле, переезд предприятия планировалось осуществить намного раньше. Бизнес-сообщество активно обсуждало перспективы нового освоения участка на берегу Невы ещё в 2012. Тем не менее до недавнего времени точные сроки переезда завода предсказать было невозможно. Заинтересовавшись переездом, мы решили немного углубиться в историю завода, а также посмотреть, насколько хорошо предприятие освоилось в новых капиталистических условиях.

Производство рентгеновских аппаратов и по сей день остаётся технически сложным и дорогим процессом, а в 1924 году идея создания отечественных аппаратов вовсе казалась фантастической. Страна ещё не оправилась после революции и Гражданской войны, а в Ленинграде уже «поставили на поток» сборку и наладку рентгеновских аппаратов зарубежного производства. Для импортозамещения понадобилось 4 года. В 1928 механический завод Н.Бенуа (ныне «Буревестник») выпустил первый отечественный рентгеновский медицинский аппарат, что дало старт появлению в Советском Союзе новой отрасли промышленности. Темпы производства быстро росли: в 1932 г. завод выпустил уже 588 аппаратов.

Во время войны завод временно сменил профиль на выпуск боеприпасов. Возобновление производства рентгеновских аппаратов началось после прорыва Блокады. В конце 40-х — начале 50-х завод начал выпускать аппараты и для промышленных нужд, что послужило основой для его долгосрочного сотрудничества с «Якуталмаз». Это сотрудничество продолжается и сейчас: 90% акций «Буревестника» принадлежат ПАО «Алроса». Алмазодобывающая корпорация является также одним из основных покупателей продукции «Буревестника».

Впрочем одними медицинскими аппаратами и алмазодобывающей отраслью завод не ограничился. Продукция «Буревестника» была широко распространена в промышленности, строительстве, ядерной энергетике и многих других сферах. Предприятие даже успело принять участие в позднесоветском космическом мегапроекте «Буран».

В отличие от многих других предприятий, в 90-е годы завод сумел не только «удержаться на плаву», но даже нашёл силы и средства продолжить научные разработки. Продукция «Буревестника» оказалась востребована и за пределами России. Во второй половине 90-х завод оснастил своим оборудованием обогатительную фабрику в Анголе, а в 2000-х начал сотрудничество с компанией «Letšeng Diamonds» в Южно-Африканской Республике.

В 2016 году выручка предприятия составила почти 2 млрд рублей, а чистая прибыль оказалась на уровне 406 миллионов. Эти показатели выглядят неплохо, однако для успешного развития таких средств недостаточно. Инвестиции в новое оборудование и технологии имеют длительный срок окупаемости, поэтому вопрос поиска дополнительных источников финансирования для «Буревестника» встал достаточно остро. Его решение было разработано и запущено к реализации ещё несколько лет назад. Теперь завод полностью готов к переезду и продаже своей земли на Малоохтинском проспекте. 4,4 гектара «Буревестник» планирует продать за 1,5 — 2 миллиарда рублей. По своему назначению эти земли подходят для строительства жилья. Если сделка пройдёт успешно, то уже в ближайшие годы на берегу Невы может возникнуть новый жилой комплекс с видовыми квартирами. Близкое соседство с историческим центром Петербурга делает эти территории очень инвестициионно-привлекательными.

Что касается будущего самого «Буревестника», его долгосрочное сотрудничество с «Алросой» даёт заводу уверенность в завтрашнем дне, также его продукция востребована в сфере нефтедобычи. Пока не очень ясно, насколько «Буревестнику» следует опасаться новых санационных ограничений. Но эти процессы, в любом случае, малопредсказуемы. Очень жаль, что многие другие предприятия, имеющие колоссальный научный потенциал, так и не смогли его реализовать, разорившись в 90-х и 2000-х. Тем не менее Петербург до сих пор имеет все шансы стать центром высокотехнологичной промышленности, если в этом будут заинтересованы власти и представители крупного бизнеса.

Обсуждение закрыто.