Экспертная дискуссия о сохранении и развитии индустриального наследия

Экспертная дискуссия о сохранении и развитии индустриального наследия

С 15 по 30 ноября в городской центральной библиотеке Маяковского проходит выставка «Преобразовать, приспособить, сохранить», посвящённая голландскому опыту работы с культурным наследием. Экспозиция выставки рассказывает о нескольких десятках уникальных проектов приспособления исторических зданий и комплексов под новые нужды, реализованных в разных странах.

Согласно перечню КГИОП, на территории Санкт-Петербурга выявлено почти 9 000 объектов культурного наследия. В сфере их охраны достаточно много сложностей и нерешённых вопросов, но наиболее остро для всего города стоит проблема т.н. «серого пояса» — огромных территорий, занятых промышленными сооружениями, существенная часть из которых уже давно не функционирует. Как же поступить с этими «депрессивными районами», чтобы, с одной стороны, сохранить ценные архитектурные объекты, а с другой — сделать эти места функционально выгодными для всего Петербурга? Сразу несколько опытных экспертов собрались сегодня в библиотеке Маяковского, чтобы представить свои точки зрения на этот вопрос, а также поделиться своим практическим опытом.

Первым слово взял московский гость Андрей Огиренко — руководитель группы компаний «Голутвинская слобода». В сегодняшней дискуссии он представлял точку зрения бизнес-сообщества, рассказав о коммерчески успешном опыте редевелопмента в зоне «ржавого пояса» в Москве. За несколько лет Андрею и его компании удалось превратить полузаброшенную фабрику «Красный текстильщик» в полноценный городской микрорайон с бизнес-центрами, жильём, социальными объектами и прогулочной зоной вдоль набережной. В каком-то смысле, этот проект стал для Москвы передовым, после чего его опыт стали перенимать и другие столичные компании.

Второй выступающий тоже представлял бизнес, однако уже с другим проектом. Павел Карабань, президент компании «Рив Гош», рассказал собравшимся о том, какие сложности пришлось преодолеть его компании, когда они решили организовать свой офис в здании бывшего вагоноремонтного депо Варшавского вокзала. Получив историческое здание в конце девяностых годов, они обнаружили целый ряд неприятных сюрпризов — за годы неосмотрительной эксплуатации несущим конструкциям депо был нанесён серьёзный ущерб, а в первой половине девяностых территория вокруг здания подверглась химическому загрязнению нефтепродуктами и отходами из аккумуляторов. Компании пришлось потратить немало времени и денег, чтобы решить все возникшие сложности. Фактически внутри депо они построили новый несущий каркас, благодаря которому и смогли разместить там офисы без ущерба самому зданию.

Впрочем, общий взгляд на «серый пояс» сегодня тоже был представлен. Яна Голубева, архитектор, урбанист и директор архитектурного бюро MLA+ рассказала о целой серии проводимых ею вместе со специалистами и студентами исследований городских промышленных зон и возможностей их редевелопмента. Проведённые исследования (в том числе, с использованием картографических методов и геоинформационных систем) позволили выявить некоторые новые аспекты, о которых ранее в Петербурге практически не говорили. Городской серый пояс очень неоднороден, а большая часть его коммуникаций линейна и вытянуты от центра города к окраинам, будь то улицы или ветки метро. Таким образом, даже близкие территории мало взаимодействуют между собой из-за практически полного отсутствия радиальных связей. Серому поясу катастрофически не хватает транспортной инфраструктуры.

При этом потенциал у территорий действительно очень велик. Во-первых, даже при грамотном «щадящем» подходе на этих землях можно возвести ещё около 15,7 миллионов квадратных метров жилья. Во-вторых, серый пояс, несмотря на своё название, уже обзавёлся своего рода «зелёным каркасом», который хорошо видно на специализированной карте. Урбанисты называют это третьим типом озеленения — растительность появляется вдоль железных дорог, заборов фабрик и пустующих вытянутых участков. На Западе уже имеются успешные варианты преобразования подобных «диких» парков в полноценные городские зелёные зоны.
И наконец, в-третьих, «серый пояс» делится на 30 уникальных исторических районов, отличающихся своей специализацией, планировкой и этапами развития. Все эти факторы могут сыграть важную роль при решении существующей проблемы.

Естественно, обсуждение индустриального наследия не могло обойтись без эксперта КГИОП. Историк и архитектор Маргарита Штиглиц поделилась своим многолетним опытом работы по выявлению объектов культурного наследия. А также высказала мнение касательно «удачных» и «неудачных» примеров редевелопмента в Санкт-Петербурге.

Одним из самых удачных проектов последних лет многие урбанисты считают общественное пространство «Порт Севкабель» на Васильевском острове. Это место сочетает в себе площадки для мероприятий, коммерческие помещения, прогулочные зоны, а также интегрированные в это исторические объекты разных эпох. Алексей Онацко (директор по развитию Miles & Yards) рассказал о том, как удалось реализовать такой масштабный проект, да ещё и на столь отдалённой территории, а также поделился планами на будущее. Если всё сложится благополучно, горожане уже через несколько лет смогут добраться до «Севкабеля» от центра города водным транспортом, а также совершить продолжительную прогулку по живописной набережной западной части Васильевского острова.

Завершил сегодняшнюю экспертную дискуссию Максим Батаев — архитектор и руководитель AMD Architects. Он не побоялся раскритиковать некоторые существующие тенденции в архитектурном оформлении бывших индустриальных объектов, призвав подходить к их архитектурному оформлению со всей серьёзностью, ведь благодаря качественному дизайну даже не самые «выигрышные» помещения могут стать очень комфортными и любимыми среди горожан.

Обсуждение получилось насыщенным, однако тема сохранения и развития индустриального архитектурного наследия выглядит всё такой же неисчерпаемой. Хорошо, что сейчас об этом стали говорить чаще и более открыто. «Серый пояс» Петербурга не исчезнет сам по себе, а его бездумное освоение может создать ещё большие проблемы для всего города, поэтому так важно вести диалог с участием специалистов.

Обсуждение закрыто.