Невский лесопарк: история на миллиард

Невский лесопарк: история на миллиард

Новости о попытках застроить различные зелёные зоны мы слышим регулярно. Ценная городская земля не даёт покоя желающим использовать её в коммерческих целях. Однако история Невского лесопарка сильно выделяется на общем фоне. В первую очередь, своими масштабами, а во вторую — уровнем беззакония и «криминальной составляющей».

Борьба за земельный участок стоимостью в несколько миллиардов рублей началась ещё в нулевых, когда им заинтересовался фонд «Возрождение памятников архитектуры Русского Севера» (позже сменил название на Фонд «Покровский»). Руководство фонда, заручившись поддержкой РПЦ и влиятельных покровителей, начало операцию по получению 644 гектаров лесопарка. В этом им активно помогал тогдашний начальник территориального управления Росимущества по Ленинградской области Михаил Блинов. Впрочем, землями лесного фонда по закону Блинов распоряжаться не мог. На этом этапе возникло некое решение Ленгорисполкома от 1972 года, по которому часть Невского лесопарка объявлялась памятником истории и культуры «Усадьба Богословка». Именно этот документ послужил основанием для перевода земель лесопарка в статус особо охраняемой территории и последующей передачи их в безвозмездное пользование фонду на 49 лет.
Позже выяснилось, что документ является фальшивкой, но было уже поздно. Фонд «Покровский» начал строительство музейного комплекса, в рамках которого была воздвигнута деревянная Покровская церковь.
Хоть строительные работы затронули совсем небольшую часть территории, фонд принялся активно прогонять из лесопарка и с прилежащих земель всех арендаторов. Несколько домов внезапно сгорели, а на хозяина ресторана «Якорь» было совершено покушение, после которого он навсегда остался инвалидом.


Хорошие отношения фонду удалось наладить только с ЗАО «Совэкс». Эту компанию СМИ связывают с именем авторитетного бизнесмена Ильи Трабера. Дом самого Трабера предположительно находится совсем рядом с лесопарком. На это указывает ухоженный участок внушительных размеров, охраняемый людьми с автоматами.
Взаимовыгодное партнёрство президента фонда «Покровский» Любви Совершаевой и близких к Траберу людей началось ещё в 1993 году во время приватизации Морского порта, поэтому найти общий язык в Невском лесопарке они смогли достаточно оперативно.

Естественно, история с получением 644 гектаров леса не могла не попасть в поле зрения СМИ и принципиальных правоохранителей. Однако принципиальные правоохранители внезапно оказывались уволены, а некоторым журналистам начали угрожать неизвестные.

Вчера мы вместе с активистами и невесткой хозяина кафе «Якорь» отправились в Невский лесопарк, чтобы провести там общественную инспекцию. На месте нас встретили красивые девушки в сарафанах, поздравляющие прихожан церкви с пасхой. Казалось бы, традиционный православный праздник в православном храме. Вот только официально эта церковь в эксплуатацию не введена и РПЦ не передана. В 2012 году епархия даже судилась с фондом, но проиграла. Естественно, ни о какой пожарной безопасности в «незаконченном» здании речи идти не может — по документам, все службы проводят на улице. Впрочем, на наш вопрос о месте службы служительница храма сделала удивлённые глаза и спросила: «А когда это у нас службы на улице проводились?» Беречь деревянное сооружение от огня прихожан призывает небольшая стилизованная табличка об аккуратном использовании церковных свечей.


После посещения церкви мы отправились в сам лесопарк. В сохранении которого фонд явно не заинтересован: аллеи затоплены, повсюду мусор и поваленные стволы, а дренажная система не обновлялась с нулевых годов. Активисты предполагают, что арендаторы намеренно приводят территорию в такое состояние, чтобы потом иметь больше аргументов для её застройки.

На данный момент активной вырубки лесопарка не происходит, однако нет никаких гарантий сохранения леса в дальнейшем. Кадастровая стоимость участка площадью более 6 квадратных километров составляет порядка 1,2 миллиардов рублей. Его рыночная стоимость вовсе может доходить до десяти миллиардов.
Только действия активистов и массовые протесты жителей могут встать на пути коммерческих интересов и послужить причиной детального расследования деятельности фонда «Покровский».
Пока виновные не понесли должного наказания, в нашей стране и дальше будет продолжаться практика использования «благих целей» для получения миллиардной прибыли.

Обсуждение закрыто.