Предвыборная агитация: что раздают петербуржцам

Предвыборная агитация: что раздают петербуржцам

Благодаря вездесущим объявлениям от ЦИК, о предстоящих выборах Президента слышал практически каждый. По концентрации рекламы в информационном пространстве города избирком опередил даже микрофинансовые организации. А как обстоят дела с агитацией у кандидатов на высший пост?

Наша редакция решила провести небольшой эксперимент: в течение двух недель мы собирали листовки и газеты, попадающиеся нам в городе. При этом мы не искали агитационные материалы специально (этим объясняется отсутствие в нашем обзоре нескольких кандидатов), а получали лишь то, что окажется в руках у среднестатистического горожанина, живущего в спальном районе и работающего в центре. К концу недели у нас собралась увесистая стопка, о содержимом которой мы сейчас вам и поведаем.
К сожалению, никакой печатной агитации Владимира Путина нам не попалось. У нас даже была идея истребовать её в местном отделении «Единой России», однако это нарушило бы чистоту эксперимента.

В основе своей все предвыборные газеты похожи друг на друга: громкие лозунги, расхваливания кандидатов в лучших традициях восточного базара и выдержки из программ «за всё хорошее, против всего плохого». При более внимательном изучении всё же находятся некоторые неожиданности и сюрпризы.

Первыми в нашем обзоре стали агитационные материалы Григория Явлинского. Почему именно они? — их больше всего на улицах города. Газеты и листовки кандидата от партии «Яблоко» раздаются у станций метро, оказываются в почтовых ящиках и мусорных баках, валяются на полу в общественном транспорте. Мы, конечно, не политтехнологи, но с масштабами агитации здесь явно перестарались.
Сложенная втрое листовка доносит до избирателей основные пункты экономической программы (налоговые льготы, поддержка бедных, перераспределение бюджета в сторону увеличения финансирования образования и здравоохранения и т.д.), а также называет Явлинского опытным, смелым, настоящим, надёжным профессионалом.
«Президентская газета Григория Явлинского» на первых своих страницах аналогична листовке, но более подробна. Зато её центральный разворот явно заслуживает внимания: «Человек, который мог спасти СССР» — гласит заголовок. В статье нам рассказывают, как программа «500 дней» могла превратить СССР в ЕС, а российские власти не позволили этому произойти. На этом же развороте присутствует отдельный оранжевый подзаголовок «Америка против Явлинского». В нескольких абзацах на сером фоне нам представляют фактически заготовку сюжета для политического триллера о том, как ГКЧП вместе с госдепом США боролись с молодым экономистом.
Вторая газета Явлинского написана им самим, в остальном она достаточно стандартна.

После ознакомления с агитацией Явлинского мы решили обратить свой взор на материалы его старого оппонента — Жириновского. Владимир Вольфович лаконичен и (как оказалось) дальновиден. Его газета, обещающая раскрыть нам «главный секрет англосаксов», изобилует ссылками на различные информационные ресурсы и проекты партии, а также призывает выйти под флагами ЛДПР на первомайскую демонстрацию. Другая часть газеты посвящена яростной критике коммунистического прошлого нашей страны от Сергея Мельгунова. Нам остаётся только гадать, является ли подобная расстановка приоритетов в агитации результатом борьбы за второе место с кандидатом от КПРФ — Павлом Грудининым.
Ещё одна газета от ЛДПР вовсе почти не затрагивает выборы 18 марта. «ЛДПР в Питере» рассказывает нам о городских проблемах и различных инициативах петербургских сподвижников Владимира Вольфовича: борьба с нелегальной торговлей под видом фестивалей, сохранение исторических зданий, помощь обманутым дольщикам. Основная задача этой газеты -скорее всего, привлечение в партию новых людей из числа «сочувствующих».
В день написания этой статьи на Невском проспекте нашему корреспонденту всучили сразу 7 листовок, в которых Жириновский, заботясь о своих избирателях, напоминает нам все необходимые телефоны экстренных служб, а в самом конце предлагает позвонить в приёмную ЛДПР.

В интернете мы видели фотографии различных вариантов агитационных газет «Кандидата от народа». Однако за полторы недели нам попалась только одна. Возле станции метро с подходящим названием «Проспект Большевиков» пожилой мужчина протянул нам «Советскую Россию». Существенную часть газеты занимают небольшие письма избирателей в поддержку Павла Грудинина. Местами они достаточно забавны: директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» сторонники сравнивают с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко и называют его «вожаком». Далее следуют ответы Грудинина на актуальные вопросы и выдержки из его программы (защита трудящихся, национализация крупных предприятий, бесплатная медицина и всё в лучших традициях КПРФ). Завершают газету несколько карикатур, как «в старые добрые».

Последней в наше стопке оказалась петербургская газета «Ксения», кандидата Ксении Собчак соответственно. Можно предположить, что в заголовок было вынесено именно имя кандидата, чтобы избежать ненужных ассоциаций с бывшим мэром города. Газета рассказывает нам о «нелёгком жизненном пути» Ксении на пути к успеху, о её социально-ориентированной программе и политической деятельности. Собчак также напоминает нам, что является женщиной и матерью (и это действительно её неоспоримое отличие от других кандидатов).
Т.к. газета создана специально для Петербурга, в ней затрагиваются городские проблемы. Отдельная статья посвящена не столь обсуждаемому сейчас (но оттого не менее важному) вопросу дальнейшей судьбы зданий фабрики «Красное знамя», территорию которой отдали под застройку. Силовая станция фабрики — выдающееся и узнаваемое далеко за пределами России произведение русского авангарда. На последней странице газеты присутствует кроссворд политической тематики.
Стоит отметить, что с визуальной точки зрения газета Ксении Собчак выглядит достаточно хорошо. Её создатели явно постарались над дизайном и расположением статей.

Мы поздравляем тех, кто дочитал этот внушительный текст до конца. Поверьте, прочитать все эти газеты целиком было ещё сложнее, но ради наших читателей мы справились.
А попадалась ли вам какая-нибудь интересная агитация? Если да — делитесь своими историями в комментариях.

Обсуждение закрыто.