Инспекция Волковки: общий взгляд

Инспекция Волковки: общий взгляд

Благоустроить берега Волковки — хорошая идея, но реализовать столь масштабный проект «одним махом» невозможно. А это значит, нам нужно определить, с какого места следует начать преображение реки и оценить ситуацию в целом. Поэтому вчера вместе с активистом Павлом Швецом, краеведом Денисом Шаляпиным, фотографом Ольгой Ясененко и ещё нескольким жителями Купчино мы отправились в небольшой поход.

Начался наш путь от места впадения Шушарского ручья в Волковский канал. Здесь вода ещё достаточно чистая и прозрачная, ведь перед этим она проходит через болотистую местность, где естественным образом очищается. С водами самой Волковки ситуация обстоит хуже: они намного более мутные, иногда на поверхности можно заметить разводы и грязную пену. В ходе предыдущих походов активисты выявили, что часть источников загрязнения находится в пределах промзоны и объектов метрополитена. Однако ответственные органы так и не смогли найти и пресечь нарушения. Кроме того, ранее в реку попадали грязные воды от автомоек.

«В 2015 году жители Купчино, краеведы, экологи и градозащитники организовали экспедицию, целью которой было исследовать речку Волковку. Экспедиция была разделена на 5 этапов. Нам было важно понять, откуда река берёт своё начало, что является основным источником её загрязнения, какие меры по её благоустройству можно предпринять. В ходе экспедиции выяснилось, что исток реки находится не рядом с аэропортом Пулково, как считалось ранее, а в районе Виттолово (Ленобласть), южнее Волхонского шоссе. Из местного болота и берет начало речка Пулковка, которая выше по течению меняет своё название на Волковку», — рассказал нам о предыдущих походах Павел Швец.

Из-за большого количества неубранного мусора и грязи берега Волковки напротив ТРК «Балкания Нова» и выше по течению не пользуются популярностью даже у любителей шашлыков. Небольшую надежду на приведение территории в порядок даёт возможное строительство спортивного объекта на пустыре. Также благоустройство части берега возле ТРК могло бы украсить вид на комплекс и сделать среду вокруг него более комфортной. Но пока эта часть Волковки практически никак не используется. А через несколько лет здесь должны пройти пути нового трамвая.

Русло Волковки далеко не всегда находилось там, где мы его привыкли видеть сейчас. По сути, новая его часть — это канал, прорытый для отведения вод реки из строящегося жилого района. Теперь о прошлом расположении русла напоминают лишь пруды в парке Интернационалистов и ещё несколько водоёмов, сохранившихся внутри зоны застройки. Позже часть реки у станции метро поместили в подземный коллектор. Территория к северу от станции метро представляет собой достаточно печальное зрелище: два пустующих строения, судьба которых до сих пор непонятна, пустырь на месте неудавшейся автошколы для инвалидов, мусор и постепенно зарастающая старая часть Волковского канала. Здесь достаточно часто крадут люки, поэтому их заменяют деревянными щитами, да и то не везде.

В районе путепровода мы обнаружили выброшенные мотки колючей проволоки «егоза» и ящики со сгнившими фруктами. К сожалению, земли под мостами и эстакадами часто остаются заброшенными пустырями, ведь из-за шума, выхлопных газов и пыли практически любая деятельность там становится проблематичной.

Ниже по течению большую площадь занимают гаражные кооперативы. С одной стороны, они позволяют людям удобно хранить свои автомобили. С другой стороны, стоки с территории кооперативов и выкинутые покрышки наносят урон реке и окружающей природе. По нашему мнению, сейчас необходимо усилить экологический контроль и пресечь незаконный сброс загрязнённых вод в реку. Конечно, зафиксировать момент сброса и понять, куда идёт труба, бывает достаточно сложно. Однако без этого навести порядок не получится. Современное российское законодательство далеко от совершенства, что ещё больше осложняет привлечение нарушителей к ответственности. Ведь грань между понятиями «дренажные воды» и «сточные воды» достаточно размыта и может толковаться совершенно по-разному. При этом такое толкование не всегда отражает суть вещей и возможный ущерб для окружающей среды. С формальной точки зрения, дренажные воды не использованы в хозяйстве, но они могут быть загрязнены различными отходами.

Во время осмотра берегов реки возле гаражей мы обнаружили несколько небольших сточных труб. Также из более крупной трубы на противоположном берегу в реку выливалась тонкая струйка прозрачной воды без запаха и видимых следов загрязнения.

Местные жители рассказали нам, что периодически в Волковский канал сбрасываются воды из теплосетей с большим количеством пара. Зимой это вполне объяснимо разницей температур, а вот в более тёплое время года такие случаи требуют внимания. Согласно действующему законодательству, температура отводимой воды должна быть снижена до 40 градусов (Технический регламент о безопасности зданий и сооружений). Сброс более тёплой воды создаёт риски для рыб и водоплавающих птиц. Кроме того, постоянное поступление в водоём воды с температурой, отличающейся от естественной температуры водоёма в это время года, нарушает его температурный баланс.

Возле обнаруженных нами сточных труб берег реки кажется уже намного более популярным. Люди вытоптали здесь многочисленные тропинки, виднеются угли, оставшиеся после приготовления шашлыков, а возле стены гаражного кооператива организовано кладбище домашних животных. Как рассказал нам Денис Шаляпин, ранее в этом месте росли красивые кусты, от которых сейчас остались только пенёчки на береговом склоне. Много лет подряд зелени удавалось избегать уничтожения по заказу местного муниципалитета, но бензопилы добрались и до них. Озеленение берегов Волковки должно стать важной частью их благоустройства. Однако растительности в городе сейчас приходится непросто. Уже много лет продолжается борьба активистов и экологических экспертов против тотального калечения деревьев и кустов и выкашивания травы до уровня голой земной поверхности.

К сожалению, на берегу возле гаражей тоже много мусора, в том числе строительного. Часть отходов составляют пришедшие в негодность запчасти автомобилей и прочий гаражно-ремонтный хлам. Понятно, что установка здесь урн и контейнеров не избавит берег от мусора полностью, но бесспорно сделает его хоть немного более чистым. На одном из субботников Павел Швец с единомышленниками вытаскивали покрышки из самой реки. Тогда они провели большую работу, но на дне и сейчас остаётся большое количество шин, которые хорошо видно даже через мутную воду.

Финальным (но далеко не последним по значимости) местом нашего похода оказалась территория между «водопадом» и железнодорожной станцией «Проспект Славы». Перебравшись по бетонным плитам через «водопад», мы оказались на ровном зелёном пространстве с красивыми ивами. Раньше деревьев здесь было ещё больше, пока их зачем-то не уничтожили железнодорожники. Не пощадили в РЖД и небольшой кирпичный домик, стоявший здесь с 60-х годов.

С расположенным здесь же ДОТом рубежа «Ижора» вообще получилась печальная и одновременно комичная история: 27 апреля и.о. Губернатора Александр Беглов проезжал мимо на поезде в Павловск. Предварительно рабочим поручили очистить территорию от основного мура. Однако собрать мусор — одно, а вывезти его — совсем другое. Поэтому они решили просто спрятать мешки за ДОТом. Павел Швец запечатлел это безобразие на фото и практически сразу отправил жалобу городским властям. В результате, через несколько часов рабочие убрали мусор от ДОТа, зачем-то сложив мешки в соседнюю канаву.

На самом деле, окрестности ДОТа выглядят наиболее пригодным для первоначального благоустройства местом. Недалеко расположена ЖД станция с кафе и магазинчиками, берег не отделён от домов рядами гаражей, как во многих других местах, есть исторический военный объект и достаточно живописный «водопад». Кроме того, за проезжей частью там расположен сквер, обустройством которого активисты уже занимались. Там же установлен стенд с информацией об истории Купчино.

«Любой водный объект — точка притяжения для людей. Всем нравится гулять или отдыхать на берегу реки и пруда. Купчинцам повезло — через весь район течет небольшая река Волковка, кроме неё в районе есть 10 прудов. Все эти пруды так или иначе благоустроены, вокруг них организованы парки и скверы. А вот Волковку жители воспринимают как грязную реку. Сейчас так и есть: по берегам стоят гаражи, лежит мусор, территория не благоустроена. Но, даже несмотря на такое состояние берега реки, используются жителями для прогулок. Такое состояние реки в современном городе недопустимо. И мы — жители — должны добиться благоустройства Волковки», — делится свои мнением Павел Швец.

Мы считаем, что благоустройство этого участка — дело необходимое и вполне посильное для города. Ведь нет никакой необходимости тратить на него огромные суммы, создавая нечто невероятное. Для начала нужно хотя бы высадить больше деревьев и кустов, поставить урны и скамейки. И тогда место прекрасно подойдёт для отдыха и общения всех жителей окрестных домов. Вместе с местными активистами мы будем добиваться от властей этого маленького шага, который сможет изменить отношение к целой реке и даст начало большой и хорошей истории. Конечно, важнейшей частью этого изменения должна стать хотя бы частичная очистка Волковки. Эта задача намного сложнее, однако наш город достоин того, чтобы его реки не напоминали сточные канавы.

В ближайшее время мы намерены более подробно выяснить у жителей, что бы они хотели видеть на берегах Волковки возле водопада. Также вместе с активистами мы составим обращения в комитет по благоустройству, и.о. Губернатора Петербурга и отдельно в комитет по природопользованию и природоохранную прокуратуру. Только общественное внимание может обеспечить позитивные изменения. Сейчас в Купчино сформировано очень сильное и активное сообщество. Благодаря нему удалось отстоять парк Интернационалистов, создать музей «ДОТ рубежа Ижора» и совершить множество менее заметных положительных изменений.

Мы благодарим за сегодняшний поход «Новости Купчино»«Штаб Купчино» и лично Павла Швеца, краеведческий сайт www.kupsilla.ru и его создателя Дениса Шаляпина, а также всех неравнодушных жителей этого замечательного места!

Обсуждение закрыто.