Фестиваль наследия «НеФОН»: реставрация, активизм и дискуссии о главном

Фестиваль наследия «НеФОН»: реставрация, активизм и дискуссии о главном

«Для Петербурга архитектурное наследие — совершенно особая категория. Практически невозможно говорить о городском развитии, благоустройстве, строительстве и образе города, выводя архитектурное наследие за скобки. На территории Петербурга расположено почти 9 тыс. объектов культурного наследия. Каждый из них — хрупкая частица городской среды, нуждающаяся в охране и заботе».

Уже второй год петербургская команда проекта Культурный патруль организует фестиваль «НеФОН», посвящённый сохранению, осмыслению и популяризации архитектурного наследия. В этот раз местом проведения фестиваля стал особняк «Пальма», построенный в конце XIX века для общества немецких ремесленников. На два дня в его главном зале расположилась выставка фотографий памятников архитектуры и небольшая инсталляция из исторических деревянных дверей. Здесь же происходили основные события фестиваля, о нескольких из них мы расскажем более подробно:

Реставрация особняка Г.И. Веге

После приветственного слова организаторов и небольшой лекции об истории особняка общества «Пальма» участники фестиваля мысленно перенеслись на Октябрьскую набережную, где уже больше стал лет стоит трёхэтажный особняк промышленника Георгия Веге. Он был построен по проекту неизвестного архитектора в конце XIX века при Киновиевском ультрамариновом заводе. В советское время особняк использовался как административное здание завода «Пигмент», а к началу 2000-х оказался заброшен.

Несколько десятилетий без должной охраны, консервации и ремонта нанесли роскошному особняку огромный ущерб. Фрагменты скульптур, декоративной лепнины и ещё ряд ценных элементов были похищены неизвестными. Ещё больше здание пострадало от перепадов температуры и осадков, особенно — после разрушения крыши. Но даже после стольких лет запустения интерьеры особняка выглядят не менее впечатляюще, чем парадные залы красивейших петербургских дворцов. Когда цеха «Пигмента» были снесены, а вокруг закипела стройка жилья, Setl City занялись особняком. Архитектору Марии Шапченко вместе с коллегами пришлось почувствовать себя в роли детективов и археологов одновременно. Сведения о первоначальном облике особняка и его интерьерах собирались буквально по крупицам. А ведь ещё до периода запустения особняк неоднократно видоизменяли, закрашивали роспись, пробивали в стенах новые проёмы и разделяли комнаты.

«Состояние здания было аварийное. Оно стояло неиспользуемым много лет: обрушение кровли, обрушения перекрытий. Необходимо было принимать экстренные меры и спасать объект»

В советские времена сильно изменился фасад здания. Первоначально у архитекторов была только одна старинная фотография — им оставалось лишь предполагать, как раньше выглядел особняк. Однако, когда проект был уже частично готов, в архиве обнаружилась коробка с качественными фотографиями особняка. Оказалось, что ранее фасад его был богато украшен различными архитектурными элементами. Проект реставрации пришлось срочно переделывать. В работе сильно помогли обмеры 80-х годов, а также фотографии из социальных сетей — пока особняк Веге стоял заброшенным в него водили неофициальные экскурсии. Архитекторам также удалось найти учреждения и мастеров, которые работали с предметами из особняка ещё в советские годы. Остаётся надеется, что исполнители также ответственно и добросовестно подойдут к своему делу, как и создавшие проект реставрации архитекторы.

«Студия 44»: реставрация и реконструкция

«Студия 44» сейчас известна многим петербуржцам как победитель конкурса концепций парка Тучков буян на Петроградской стороне. Однако архитекторы этого бюро — авторы многих известных в Петербурге зданий: Ладожского вокзала, нового железнодорожного музея, жилого комплекса «Огни залива» и многих других объектов. Одно из важных направлений работы бюро — проекты реконструкции и реставрации, требующие большое внимание к деталям и историческому контексту.

В 2014 году «Студии 44» довелось работать с ценным и не очень типичным для Петербурга объектом — деревянным особняком Ю.К. Добберт на Большой Пушкарской. Как рассказал в своём выступлении руководитель направления реконструкции и реставрации «Студии 44» Григорий Иванов, было принято решение сохранить как можно больше подлинных элементов. Приятной находкой для реставраторов стал практически идеально сохранившийся продуктовый подъёмник. В советское время его не стали демонтировать, а просто закрыли. При реставрации замены потребовал только канат. За мебелью были обнаружены знаменитые английские обои линкруста.

Во время подготовки проекта реставрации дома Вуича в Пушкине «Студии 44» пришлось пойти на смелый шаг. Де-юре этот дом, где в 1930-х жил писатель Алексей Толстой, является объектом культурного наследия. Однако де-факто нынешнее здание можно считать тем самым домом Вуича весьма условно: старый дом сильно пострадал во время войны и был перестроен до неузнаваемости в 1955-1956 годах. «Студия 44» приняла решение согласовать восстановление дома в его первозданном виде. Сейчас проект на этапе реализации, но уже обещает стать интересным прецедентом.

Иначе развернулась история вокруг конструктивисткой ТЭЦ во Пскове авторства архитектора А.А. Оля. На протяжении нескольких лет велась дискуссия о дальнейшей судьбе здания. Многие считали, что перестроенная в послевоенные годы и неиспользуемая ТЭЦ должна быть снесена, но имя знаменитого архитектора и инициатива инвестора позволили сохранить объект. Сотрудники «Студии 44» создали проект приспособления ТЭЦ под современное использование, предусматривающие сохранение большинства ценных элементов, включая каркас, отделку фасадов и расстекловку. Вместо позднесоветских пристроек сейчас возводятся жилые помещения, а в машинном зале ТЭЦ скоро появится общественное пространство. При этом, историческая составляющая стала важнейшей частью образа нового жилого комплекса.

Страсти по старому фонду

«Житель старого фонда тоже несёт ответственность», — это один из ключевых тезисов выступления члена президиума петербургского отделения ВООПИиК Анны Капитоновой. С одной стороны, никто не может следить за домом так же пристально и систематически, как его жилец. С другой — именно у собственников помещений есть целый ряд особых прав контролировать происходящее с домом. Однако абсолютное большинство собственников знают о своих правах достаточно условно. Кого-то просто не волнует происходящее за порогом квартиры. Кто-то хочет помочь дому, но плохо понимает, какие действия действительно могут быть полезными.

Очень показательная история произошла в Петербурге два года назад, когда на глазах у жителей дома №18 по Кирилловской улице неизвестные похитили дореволюционные кованые ворота. Этот случай получил большую огласку в СМИ, но он далеко не единичен. Жители дома первые могут заметить повреждения архитектурных элементов, незаконные работы и перепланировки. Одна из задач градозащитного сообщества — научить людей самих участвовать в защите и сохранении собственных домов. Донести до людей простые и доступные, но эффективные варианты действий при различных ситуациях.

В наше время одна из главных опасностей для домов старого фонда — некачественный капитальный ремонт. Достаточно часто подрядчики фонда капитального ремонта совершенно не осознают особенностей работы с историческими зданиями. Порой такой ремонт может нанести дому больший вред, чем отсутствие ремонта, привести к утрате подлинных декоративных элементов и замене их на более дешёвые аналоги из совершенно других материалов. Своим опытом взаимодействия с фондом капитального ремонта поделилась председатель Совета дома Бака Мария Жукова.

Десять лет назад состояние дома Бака было плачевным: протекающая крыша, гниющие перекрытия, разваливающиеся от сырости балки и горы мусора на лестнице. Жители и волонтёры приложили немало усилий, чтобы привести дом в порядок, однако дому требовалась более серьёзная помощь. Изначально капитальный ремонт был запланирован аж на 2032 год, но силами сообщества жильцов сроки удалось сдвинуть на 2018-2020 годы. Впрочем, эта победа стала только началом долгой и трудной борьбы.

Многие элементы дома приходилось буквально спасать. Не обошлось и без потерь: некачественная реставрация дверей, повреждение окон и распиленные козырьки мастерской А.Ф. Энгельсона. Из-за привязки к срокам бюджетного года и спешки, часть штукатурных работ велась при отрицательной температуре — в некоторых местах штукатурка начала осыпаться через считанные недели. При этом от совета дома требовали подписать акты приёмки работ до их фактического завершения. Благодаря активности жильцов, дружному сообществу и поддержке со стороны градозащитников и журналистов, ситуация с домом Бака постепенно улучшается. Но что делать неравнодушным жителям других домов со схожими проблемами? Отчасти -учиться на опыте дома Бака, но необходимость решать проблему некачественного капитального ремонта системно назрела уже давно.

Анти-активизм против советских вывесок

Илья Тихомиров — известный в Петербурге иллюстратор и создатель паблика «Вывески Ленинграда», где в течение многих лет он вместе с единомышленниками собирал фотографии сохранившихся вывесок, порой — крайне интересных. Постепенно вывески стали вызывать всё больший интерес, у любителей архитектуры, истории и дизайна. Однако беда пришла откуда не ждали: неизвестный гражданин Антон П. начал систематически отправлять жалобы на вывески через портал «Наш Санкт-Петербург», порой прилагая к своим обращениям фотографии из сообщества «Вывески Ленинграда». Из-за его деятельности город уже потерял несколько десятков исторических вывесок. Среди прочего Антон П. даже требовал демонтировать знаменитую надпись «Город-герой Ленинград» на площади Восстания. Естественно, эта жалоба была отклонена, а многие другие — нет. Ведь у большинства старых вывесок совершенно неясный юридический статус.

Безусловно, в произошедшем есть также вина неповоротливой бюрократической машины, неспособной к манёвру ради сохранения истории. Однако Илье Тихомирову пришлось заморозить свой проект «Вывески Ленинграда», чтобы не облегчать Антону П. поиск потенциальных «жертв». А вся эта история подняла важную для города тему практикующегося формального подхода, зачастую мешающему сохранять городские детали.

Наследие капиталистического романтизма: «плохая» архитектура?

Заключительным мероприятием фестиваля стала дискуссия о наследии капиталистического романтизма, плавно перетёкшая в дискуссию о сохранения архитектурного наследия вообще. Под термином капиталистический романтизм (капром) принято понимать постмодернистскую архитектуру 1990-х и начала 2000-х, в Москве его также называют «Лужковский стиль». Многие считают его уродливым, диссонирующим с остальной застройкой и даже аморальным. И действительно, пока большинство построек капрома не вызывают тёплых чувств у петербуржцев: ЖК «Аврора», комплекс «Толстой сквер» на Петроградской стороне, макдональдс на Васильевском острове… А вот отношение к новому вестибюлю станции «Горьковская», выполненному в виде летающей тарелки, уже нельзя назвать однозначно плохим.

Главной темой дискуссии стал вопрос: можно ли считать дома капрома частью архитектурного наследия, и стоит ли их сохранять? Одним из участников разговора был со-создатель термина «капиталистический романтизм» преподаватель академии Штиглица Александр Семёнов. По его мнению, капром необходимо сохранять как яркое отражение своего времени, а не ориентироваться на негативное отношение к нему большинства горожан. В конце концов, дом компании «Зингер» на Невском в своё время считался многими уродливым и нелепым. С другой стороны очевидно, что большинство зданий капрома диссонируют с окружающей застройкой и будут первыми кандидатами на снос, если городу понадобиться больше свободного места для дальнейшего развития. Дополнительный аргумент против сохранения капрома — низкое качество многих зданий. Впрочем, пока массового сноса капрома не происходит, а как люди будут смотреть на него спустя двадцать-тридцать лет — неизвестно.


В этой статье мы рассказали вам только о нескольких лекциях и дискуссиях, прошедших в рамках фестиваля. Чтобы описать «НеФОН» целиком понадобилась бы целая монография или книга. В рамках фестиваля проходили дебаты, воркшопы мастер-классы по фотографии и реставрации старинной мебели, лекторий «Творцы эпохи» и многое другое. Более подробно о прошедшем фестивале можно почитать в сообществе «НеФОН 2.0». А также приглашаем всех наших читателей посетить «НеФОН 3.0» в следующем году!

Обсуждение закрыто.